Наталья Дмитриевна Апухтина (Фонвизина, Пущина) нар. 1803 пом. 1869

З сайту Родовід

Запис:213518
Перейти до: навігація, пошук
Рід  Апухтины
Стать жінка
Повне ім’я
від народження
Наталья Дмитриевна Апухтина
Зміни прізвища Фонвизина, Пущина
Батьки

Дмитрий Акимович Апухтин [Апухтины] нар. 1768 пом. 1838

Мария Павловна Фонвизина (Апухтина) [Фонвизины] нар. 1778 пом. 1842

Події

1803 народження:

1822 шлюб: Михаил Александрович Фонвизин [Фонвизины] нар. 1787 пом. 1854

1824 народження дитини: Дмитрий Михайлович Фонвизин [Фонвизины] нар. 1824 пом. 30 жовтня 1850

1826 народження дитини: Михаил Михайлович Фонвизин [Фонвизины] нар. 1826 пом. 1851

4 жовтня 1849 народження дитини: Иван Иванович Николаевич Пущин (Васильев) [Пущины] нар. 4 жовтня 1849 пом. 1923

1857 шлюб: Иван Иванович Пущин [Пущины] нар. 4 травня 1798 пом. 3 квітня 1858

1869 смерть:

Нотатки

дочь крупного но разорившегося орловского помещика. Вышла замуж за двоюродного дядю - декабриста, последовала за ним в ссылку.

Ей посвящали стихи Василий Жуковский, Александр Одоевский, Сергей Дуров. Лев Толстой собирался сделать её главной героиней романа «Декабристы». О ней с признательностью вспоминал Федор Достоевский, которого она посетила в пересыльной тюрьме, а затем многие годы поддерживала в письмах. Её дом в Сибири, куда бы она не переезжала вслед за мужем, сразу же становился центром притяжения для многих людей.

Овдовев, вышла замуж за декабриста Пущина.

Возможно, была прототипом Татьяны Лариной

Рядом с подмосковным городом Бронницы, около села Марьино (ныне фактически слившегося с городом) находилась усадьба героя Отечественной войны 1812 года, декабриста Михаила Александровича Фонвизина – племянника знаменитого драматурга Дениса Фонвизина, автора "Недоросля". - в которой он поселился после возвращения из ссылки и в ней умер (в 1854 г.). В возрасте 35 лет он женился на Наталье Дмитриевне Апухтиной и полностью посвятил себя семейной жизни, отдалившись от участия в тайном обществе декабристов. Несмотря на это, после восстания декабристов 1825 года, он был арестован за свободомыслие и сослан на каторжные работы в Читу, куда к нему приехала его жена. Наталья Дмитриевна, не задумываясь, последовала за мужем, оставив на попечении родственников двух маленьких сыновей. Случилось так, что родители их больше не увидели, в юном возрасте дети умирают от чахотки. Еще двое сыновей, родившихся в Сибири, умерли в младенчестве. Девизом жизни М.А. Фонвизина были слова: «Цель не оправдывает средства». Жена М.А. Фонвизина стала прототипом Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (поэтому позднее она сама себя часто называла Таней, и до конца своей жизни подписывала письма не иначе как "Таня"). Ещё до восстания декабристов в 1825 г. Иван Иванович Пущин, близкий друг Фонвизиных навестив А.С. Пушкина в его ссылке в селе Михайловском, рассказал поэту о судьбе этой женщины. До брака с богатым М.А. Фонвизиным обедневшая дворянка Н.Д. Апухтина пережила сильное увлечение, неразделённую первую любовь. Юная Наташа полюбила молодого человека, который вроде бы отвечал взаимностью, но узнав, что у девушки практически нет приданого, отказался от венчания. Позже Наталья отказывала другим женихам, но в 16 лет согласилась стать женой своего двоюродного дяди М.А. Фонвизина, так как этой «свадьбой квитался финансовый долг её отца». Наталья не испытывала чувств к мужу, который был на 15 лет старше, но брак оказался удачным, между супругами сложилось духовное взаимопонимание. Неожиданно на одном из приёмов Наталья Дмитриевна Фонвизина встретилась с объектом своей первой любви, который был поражён и восхищён ей, но, несмотря на сохранившиеся чувства, она выбрала верность семейному обету. Разница Натальи Фонвизиной и Татьяны Лариной в том, что первая была счастлива в браке. Об этой истории знали многие современники, особенно среди декабристов, которые поддерживали связь между собой. Наталья Дмитриевна Фонвизина Хотя, конечно, образ Татьяны Лариной собирательный и несколько современниц поэта претендовали на то, что они вдохновили его на создание образа Татьяны Лариной, но сама Наталья Дмитриевна писала "...как верно угадал Александр Сергеевич черты моего характера, самую душу мою".

Происходила она из обедневшей дворянской семьи. Во время своего первого замужества, находилась в мужем в сибирской ссылке. Живя на поселении, Наталья Дмитриевна переписывалась с духовными лицами, занималась благотворительностью. Когда по делу петрашевцев в Сибирь был сослан молодой литератор Ф.М.Достоевский, Н.Д.Фонвизина добилась свидания с ним в тюрьме, и передала писателю свой молитвенник. Сейчас этот молитвенник как реликвия хранится в музее Достоевского в Петербурге. 13 февраля 1853 года Фонвизину было разрешено вернуться на родину, и жить в имении Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург. Но, уже через год, Михаил Александрович Фонвизин умер 30 апреля 1854 года в Марьине, похоронен в Бронницы у городского собора. После смерти мужа, приведя в порядок дела имения, Наталья тайно, не спросясь властей, едет в Сибирь, в Тобольск, чтобы проведать давнего друго семьи Ивана Ивановича Пущина. Она писала ему:"Не хочу я твоей теплой дружбы, дай мне любви горячей, огненной, и Таня не останется у тебя в долгу: она заискрится, засверкает, засветится радужным светом". Когда И.И.Пущину разрешено было вернуться из ссылки, по приглашению Натальи Дмитриевны он приезжает в Марьино и в возрасте его 59 и ее 53 лет они венчаются. Этот второй брак Натальи Дмитриевны длился два с половиной года, и в 1859 году Пущин скончался, был похоронен вместе с Михаилом Александровичем Фонвизиным. Кстати, сейчас обе могилы находятся у стены городского собора Михаила Архангела (г. Бронницы). Вот несколько фото...1. Захоронения декабристов (М.А.Фонвизин и И.И.Пущин) 2. Главный Собор Михаила Архангела (белого цвета) 3. Колокольня собора (кирпичная), кстати, одна из самых высоких колоколен в Московской области, высота ее 73 метра. , , После смерти Пущина Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву. В последние годы жизни была парализована. Умерла 10 октября 1869 года. Похоронена в бывшем Покровском монастыре, но могила ее, к сожалению, не сохранилась. О внешности Фонвизиной княгиня М.Н.Волконская писала :"У нее было совершенно русское лицо, белое, свежее; она была маленькая, полненькая". Лорер находил ее "одной из прелестнейших женщин своего времени; особенно хороши были ее голубые, светлые глаза". А когда Наталья была еще девочкой В.А.Жуковский посвятил ей такие строки... "Тебе вменяют в преступленье, что ты милее всех детей! Ужасный грех! И вот тебе мое определенье: Пройдет 5 лет и 10 дней! Не будешь ты тогда милее всех детей! Ты будешь страх сердец и взоров восхищенье!". Кстати, помимо того, что Н.Д.Фонвизина стала прототипом Татьяны Лариной... В 1856 году Л. Н. Толстой хотел написать роман «Декабристы». Толстой встречался с декабристами, читал их воспоминания, включая «Исповедь» Н. Д. Фонвизиной. Вероятно, главной героиней романа «Декабристы» Л. Н. Толстой предполагал сделать Наталью Дмитриевну.

Ранней весной 1821 г. Фонвизин уехал из Москвы в свое костромское имение. В Костромской губернии близ Макарьева, в деревне Давыдове жила семья М.П. Апухтиной. Ее муж Д.А. Апухтин, запутавшийся в долгах и почти разорившийся, часто отсутствовал из дома, пытаясь поправить свои дела, а жена и дочь подолгу оставались одни, прикрывая, как впоследствии вспоминала Н.Д. Фонвизина, «ложным великолепием настоящую нищету». Само имение Давыдово было куплено Апухтиным в 1818 г. на деньги, взятые в долг у матери М.А. Фонвизина. В этом доме и выросла единственная дочь Апухтиных, Наталья, которой в 1821 г. было 16 лет. Ее детство, еще до разорения отца, прошло в Москве, в той среде дворянской интеллигенции, к которой по рождению и традициям принадлежала ее мать. Впечатление, которое производила тогда на окружающих красивая и одаренная девочка, отразилось в стихотворении В. А. Жуковского, посвященном ей в 1811 г. и сохранившемся в альбоме ее матери:

Тебе вменяют в преступленье, Что ты милее всех детей! Ужасный грех! И вот мое определенье: Пройдет пять лет и десять дней! Ты будешь страх сердец и взоров восхищенье!

К юности Н.Д. Апухтиной стала очевидной не только яркость ее натуры, но и особый психологический облик: религиозность сочеталась в ней с неукротимым свободолюбием и бурным темпераментом. Все это не вмещалось в будничные рамки жизни уездной барышни, и единственным выходом ей казался уход в монастырь. Весной 1821 г. в отсутствие отца Н. Д. Апухтина в мужском платье тайком покинула дом с тем, чтобы добраться до ближайшего мужского монастыря и вступить в него послушником под именем Назария. Первым, кто пришел на помощь М.П. Апухтиной, был М.А. Фонвизин, приехавший к этому времени к себе в имение. Беглянку догнали на третий день и вернули домой. «Теперь все забыто, – писала М. П. Апухтиной 4 мая 1821 г. ее племянница А.Н. Кологривова, – но что вы должны были испытать! Как я завидую Михаиле Александровичу. Он мог полететь к вам, а друг в беде кажется ангелом, спустившимся с небес». Фонвизину удалось убедить Н.Д. Апухтину раз навсегда отказаться от своего намерения. Вероятно, в этих беседах с юной племянницей укрепилось то чувство, которое, по-видимому, и раньше питал к ней Фонвизин. Уже в июне 1821 г. сведения о сделанном им Наташе предложении доходят до родных. «Я давно знала его проекты насчет Натали, – пишет та же А.Н. Кологривова, – <...> я не знаю никакого препятствия этому браку. Что может остановить Натали? Не найдет ли она в нем человека, которого столь давно привыкла любить – а этот брак не укрепит ли счастье всей вашей семьи?». Из дальнейших писем Кологривовой выясняется, однако, довольно длительное сопротивление Н.Д. Апухтиной этому браку; Фонвизин уехал из Давыдова в июле и вернулся только к зиме, а вопрос все еще не был решен.

Можно понять из отдельных намеков в письмах, что намерения Фонвизина встретили неудовольствие и его матери, и он не смог преодолеть это двойное сопротивление. Готовившийся брак начал расстраиваться. «Зачем было делать предложение, если он не решился жениться на Натали? – возмущенно откликается на это известие Кологривова. – Натали всегда найдет как устроить свою жизнь, a monsieur едва ли найдет вторую Натали! Предоставим его несчастной судьбе. Я никогда его не любила, а теперь меньше, чем когда-либо. Боюсь только. чтобы этот расстроившийся брак не слишком огорчил дядю, он так горячо его желал».

Через два месяца, однако, Фонвизин снова находится в Давыдове, и уже как объявленный жених Н.Д. Апухтиной. В марте 1822 г. он решительно извещает об этом мать. Позднее, в Сибири, Наталья Дмитриевна признавалась своему духовнику С. Я. Знаменскому, что уступила настояниям родителей: «Надобно было отца из беды выкупать».

Давайте расшифруем это признание: "Надобно было отца из беды выкупать". Дмитрий Акимович Апухтин, отец Натальи, не только занял у Екатерины Михайловны Фонвизиной (матери Михаила Александровича) крупную сумму, но растратил и свои, ввязавшись в коммерцию и поручившись "за недобросовестных поставщиков". Пользуясь случаем, Михаил Александрович просто "купил" себе жену, "бросив в печь" векселя Апухтина, чем спас его от тюрьмы, а его семью от полного разорения.

Не потому ли этот брак был столь желателен для Дмитрия Акимовича, и почему так противилась Екатерина Михайловна? И не только она - практически все Фонвизины были против. В наиболее полном "интернетовском" родословии Фонвизиных факт близкого родства Михаила Александровича и Натальи Дмитриевны просто обойден молчанием.

Свадьбу пришлось все же откладывать еще в течение полугода: препятствием послужило близкое родство жениха и невесты. Сперва Фонвизин сделал неудачную попытку получить в Москве нужное свидетельство у «бронницкого попа». Потом обратились к архиерею, который тоже не решился дать свое согласие без разрешения из Петербурга.

Только в сентябре 1822 г. Фонвизин, наконец, женился и в декабре с молодой женой вернулся в Москву. Одновременно, потеряв надежду на командное назначение, Фонвизин добивается отставки и 25 декабря 1822 г. получает ее. В эти же дни Ермолов с горечью писал Закревскому: «Заметь, что большая часть из бывших моих адъютантов исчезли: Граббе, офицер достойнейший – несчастлив. Фонвизин, с отличными способностями, – кажется, не на хорошем замечании...».

Вместе с тем, связь с московской частью членов Союза благоденствия вовсе не порвана. Фонвизин с декабря 1822 г. большую часть времени живет в Москве или в своей подмосковной деревне в двух часах езды от города.

В течение этих лет и Южное, и Северное общества делают попытки вовлечь Фонвизина в сферу своей деятельности. Первая такая попытка была связана с «Бобруйским планом», задуманным Васильковской управой Южного общества – намерением организовать военное выступление во время намеченного на конец лета 1823 г. и действительно состоявшегося в сентябре смотра царем расположенных в Бобруйске военных частей. Несмотря на то, что план был встречен отрицательно не только Пестелем, но и другими руководителями Южного общества – Волконским, Барятинским и Давыдовым, С.И. Муравьев-Апостол отправил все же М.П. Бестужева-Рюмина в Москву с письмами к Михаилу Муравьеву и Михаилу Фонвизину, «дабы им предложить вновь вступить в общество». Посланец Южного общества не застал в Москве ни того, ни другого. Беседа Бестужева-Рюмина с И.А. Фонвизиным и Якушкиным показала ему бесплодность дальнейших переговоров («Якушкин сказал <...>, что ни он, ни Михайла Муравьев вновь в общество не вступят. Иван Фонвизин также уклонился – и я возвратился в Бобруйск без успеха»). Рассказ Бестужева-Рюмина подтверждается «Записками» Якушкина: считая Бестужева-Рюмина «взбалмошным и совершенно бестолковым мальчиком», он не счел возможным вступать с ним «ни в какие сношения» и предпочел заявить, что вышел из общества и вступать в него вновь не собирается.

Живя в Москве – с мая до декабря 1824 г. Фонвизины жили в городе в ожидании родов Натальи Дмитриевны и в первое время после рождения сына – Фонвизин ни в одной из встреч не участвует. Только в сентябре 1825 г. Фонвизин возобновляет знакомство с вернувшимся из-за границы и поселившимся в Москве членом Северного общества Митьковым, с которым он не виделся со времени заграничных походов. В это же время Пущин пытается снова привлечь Фонвизина к активной деятельности в обществе. Фонвизин так интерпретировал на следствии факт этих переговоров с Пущиным: «В 1825 году Пущин у меня действительно в деревне был, кажется, в сентябре месяце и говорил мне об обществе, но так как в это время меня оное уже не занимало, то и не входил я в дальнейшие рассуждения, а между тем вошло в комнату мое семейство, и разговор прекратился». Между тем в действительности Фонвизин возобновил свои связи с обществом осенью и зимой 1825 г. Есть показания Н. Муравьева на следствии о совещании в Москве осенью 1825 г.: «Приехав в Москву, я посетил Пущина, Нарышкина, Семенова и Митькова <...>. Павел Колошин и Горсткин, как я узнал от Пущина, Семенова и Нарышкина, совершенно отстранились от дел общества и потому не участвовали в совещании. Я пригласил также г. Фонвизина, который жил в своей деревне под Клином, приехать в Москву. Я представил им все дело и назвал Якубовича». На совещании Фонвизин, как известно, резко отрицательно отнесся к намерению Якубовича и сказал даже, как показывал Н. Муравьев, что если бы верил в реальность его осуществления, то мог бы даже и донести об этом.


Від дідів до онуків

Діди
Аким Иоаким Иванович Апухтин
народження: 1723
смерть: 1792
Денис Іванович Фонвізін
народження: 14 квітня 1745, Москва, Російська імперія, gouvernement de Moscou de l'Empire russe
шлюб: Єкатерина Іванівна Роговикова (Хлопова,, Фонвізіна)
смерть: 12 грудня 1792, Санкт-Петербург, Російська імперія, gouvernement de Saint-Pétersbourg de l'Empire russe
поховано: Санкт-Петербург, Російська імперія, cimetière Saint-Lazare du Monastère Alexandre-Nevski
Діди
Батьки
Сергей Павлович Фонвизин
народження: 1783, Российская империя
шлюб: Варвара Александровна Давыдова (фон Визин)
смерть: 1860, Российская империя
Екатерина Павловна Фонвизина
народження: 1788
смерть: 20 листопада 1791
Варвара Павловна Фонвизина
народження: 29 жовтня 1798
смерть: 16 січня 1799
Батьки
 
== 3 ==
Иван Иванович Пущин
народження: 4 травня 1798, Москва
шлюб: Дросида Ивановна Артенова
шлюб: Наталья Дмитриевна Апухтина (Фонвизина, Пущина)
смерть: 3 квітня 1858, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии
== 3 ==
Діти
Богдан Михайлович Фонвизин
народження: 1832
смерть: 1832
Иван Михайлович Фонвизин
народження: 1834
смерть: 1834
Дмитрий Михайлович Фонвизин
народження: 1824
смерть: 30 жовтня 1850
Михаил Михайлович Фонвизин
народження: 1826
смерть: 1851
Анна Ивановна Пущина (Палибина)
народження: 8 вересня 1842
шлюб: Анатолий Александрович Палибин , Российская империя
смерть: 1863
Михаил Вильгельмович Кюхельбекер
народження: 28 липня 1839
смерть: 22 грудня 1879
Діти
Онуки
Лаврентий Иванович Пущин
народження: 12 березня 1874, Российская империя
шлюб: Александра Фёдоровна Татаринова (Пущина)
смерть: 11 травня 1929
Онуки

Персональні інструменти
захист приватності
Іншими мовами