? (Иванова) пом. 3 жовтня 1940

З сайту Родовід

Запис:786718
Перейти до: навігація, пошук
Рід  ?
Стать жінка
Повне ім’я
від народження
?
Зміни прізвища Иванова

Події

народження дитини: Кіра Миколаївна Іванова (Головко) [Іванови]

шлюб: Микола Євгенійович Іванов [Іванови] нар. 7 травня 1890 пом. близ. 28 жовтня 1941

3 жовтня 1940 смерть: Москва, РСФСР, СССР

Нотатки

- Кира Николаевна, вы во МХАТе с 1938-го. Не боялись, что вас могут репрессировать?

- От меня скрывали, что мой папа в прошлом - царский офицер. Но все, кто знал, постоянно думали об этом и ждали ареста. А Николай Иванов (отец актрисы. - Ред.) после революции неплохо вписался в новую жизнь, став хорошим педагогом физики и математики. Меня, кстати, по этим предметам гонял как сидорову козу! А после того, как в 1940-м умерла мама, жить без нее папа не захотел. В самом начале Великой Отечественной войны попросился в ополчение и пропал без вести в «котле» под Вязьмой. Когда мы вернулись в Москву из эвакуации, у меня была мысль поехать туда и поискать его могилу. Но мне объяснили, что ничего я не найду. Отец погиб в гуще жутких боев, где большая часть солдат так и остались неизвестными.

Мой отец Николай Иванович Иванов (ударение на второй слог) родился 7 мая 1890 года в Москве, а умер в самом начале Великой Отечественной войны. Я знаю, что он не хотел жить после того, как 3 октября 1940 года моей мамы не стало. Она умерла от долгой и продолжительной болезни. После вскрытия доктор сказал, что у нее были многочисленные мозоли сердечной мышцы. Я ничуть этому не удивилась, потому что знала, как трепетно мама относилась к людям: прислушивалась к любому замечанию и часто расстраивалась по пустякам. А если учесть, в какую страшную эпоху пришлось жить этой бывшей дворянке, то легко представить, как она мучилась. Советская власть истребила ее красоту, отняло возможность достойно зарабатывать. Забегая вперед, скажу, что когда в 1937 году меня принялся во МХАТ, маме не в чем было поехать в театр. Перчатки, шляпки, наряды она брала на время у соседок.

Мы хоронили ее в единственном нарядном платье, которое осталось в сундуке. Помню, как в те дни папа ужасно страдал, не находил себе места. А когда началась война, стал проситься на фронт, но его не взяли, сославшись на 50-летний возраст. Поэтому папа записался в народное ополчение. До войны мы жили на Шмидтовском проспекте, около Трехгорки. Отец преподавал в школе, и это была казенная квартира. Но после бомбежки в доме появились угрожающие трещины, и нас переселили в дом у Никитских ворот - прямо на углу улицы Герцена и Качалова. 6 августа 1941 года в 6 часов утра мы вышли с ним из подъезда, я, обливаясь слезами, посадила его на трамвай, двери закрылись и... больше мы не виделись. Папа поехал к тому месту, откуда ополченцы уходили на фронт. Несколько месяцев мы переписывались, а 28 октября я получила от него последнее письмо. Он погиб где-то под Вязьмой, хотя родственники считали, будто он бежал за рубеж. И когда в 1957 году я вместе с МХАТом поехал на гастроли за рубеж, мне говорили: «Кира, спрашивай у всех, не знают ли что-то про папу». Но я не стала так делать. Я точно знаю, что он не стал скрываться за рубежом, а просто погиб: страшно звучит, но война была для него поводом уйти из жизни – настолько он любил маму. Кстати, когда я росла, она страшно переживала по поводу того, что становится женщиной в возрасте, в то время, как отец был еще достаточно молодым человеком. Волновалась, если Николай возвращался поздно вечером, накручивала себя и ближних, будто у него есть женщина. Однажды написала в своих записках: «Кира мне не верит». Я и правда не верила, что папа может изменять маме. Но однажды мама все-таки обнаружила у папы билеты в Большой театр. Он ходил в оперу с преподавательницей русского языка по фамилии Грунау. К сожалению, имени не помню, но знаю, что они вместе работали в одной школе.

Я никогда не осуждала его за этот поступок, потому что мама уже в ту пору (конец 1930-х годов) тяжело болела, да и в оперу ей нечего было надеть. А папа без музыки жить не мог и пригласил Грунау просто за компанию. Как я уже говорила, он виртуозно играл на скрипке. Хотя это была виртуозность, скорее, пригодная для семейных вечеров, а вовсе не для большой сцены. Во время службы в царской армии он учился в консерватории по классу скрипки и вокала, правда, после 3 курса учебу бросил. Но успел закончить артиллерийское училище. Кроме того, у него был прекрасный баритон, очень похожий на голос Хворостовского. Говорят, что до моего рождения (а следовательно, и до революции) он был настоящий весельчак, добряк, компанейский человек. В квартирах, которые он снимал, перемещаясь с военным полком, часто бывали гости. Прекрасно пел русские народные песни и городские романсы, любил Некрасова, Никитина, Кольцова. Некоторые его книжки в детстве я прятала у себя под тюфяк. Там были вещи, которые в то время считались эротической литературой. Например, произведения Мопассана. Я читала и мало что понимала, но читала с упоением. Военную деятельность папа оставил сразу после революции. В период гражданской войны он искал возможность заработка. Пытался организовать агитационный кружок и переквалифицироваться в актеры. Во всяком случае, в удостоверении 1923 года, выданном видимо как временный паспорт, в графе «Род деятельности» папа указал «Актер». Правда, театральная служба успеха не имела, поэтому в то же время папа самостоятельно переучился на учителя математики. К счастью, он был хорошо образован и новую деятельность освоил без труда.


Від дідів до онуків

 
== 1 ==
Микола Євгенійович Іванов
народження: 7 травня 1890, Москва, Российская империя
шлюб: ? (Иванова)
смерть: близ. 28 жовтня 1941
? (Иванова)
шлюб: Микола Євгенійович Іванов
смерть: 3 жовтня 1940, Москва, РСФСР, СССР
== 1 ==
Діти
Арсеній Григорович Головко
народження: 10 червня 1906, Прохолодна, Терська область, Російська імперія
шлюб: Кіра Миколаївна Іванова (Головко)
смерть: 17 травня 1962, Москва, РРФСР, СРСР
Діти
Онуки
Онуки

Персональні інструменти
захист приватності
Іншими мовами